2010 m. rugsėjo 1 d., trečiadienis

Tamsi sielos naktis

Мне бы хотелось предложить для обсуждения такую любопытную тему как «Темная Ночь Души». Что это такое?

Я пишу это для моих Братьев и Сестер, с которыми я не раз обсуждал эту тему, но, быть может, она будет интересна и другим людям, изучающим Магию.



Это не транс скорби, который подталкивает нас к инициатическому путешествию. Это не пересечение Пропасти и Битва с Хоронзоном (хотя к Хоронзону Темная Ночь Души, определенно, имеет отношение).

«Человек, занявшийся практикой медитации, поначалу непременно испытывает спокойное наслаждение, связанное с мягким естественным ростом (Если этого не происходит, значит он работает неправильно. — Примеч. А. Кроули.); упражнения вызывают у него живой интерес; они кажутся легкими, и человек вполне доволен, что взялся за это дело. Эта стадия соответствует Исиде. Но рано или поздно на смену ей приходит уныние — Темная Ночь Души; человек испытывает бесконечную усталость и отвращение к работе. Даже самые простые легкие действия становятся непосильными. Такая беспомощность преисполняет ум ужасом и отчаянием.

Не испытавший подобного едва ли поймет, до какой степени доходит это отвращение» - так пишет Кроули в «Магии в теории и на практике».



Конечно, следует уточнить, что такое происходит не только во время практик медитаций. Как я писал, такое происходит с каждым человеком, вступившим на путь магической работы.



В главе, посвященной Аркану Луна из Книги Тота, Кроули снова возвращается к этой теме:

«В памяти возникает мысленный отзвук того подсознательного откровения о величайшей пагубе, которое мистики в своих рассказах неизменно превозносили как Темную Ночь Души. Но лучшие из людей, настоящие люди, вообще не рассматривают этот предмет с подобной точки зрения. Какие бы ужасы ни сокрушали душу, какие бы мерзости ни пробуждали отвращение в сердце, какие бы кошмары ни терзали ум, на каждом шаге пути ответ неизменен: «Какое великолепное Приключение!»



Признаться, не знаю, каких «неправильных мистиков» имеет здесь в виду наш Пророк. «Правильные мистики» трактуют Ночь Души точно так же, как он. И в их работах можно встретить очень полезные дополнения, которые лучше помогут понять нам это состояние.



Разумеется, все это облечено в христианскую терминологию, но как писал наш Пророк: «в подлинной религии нет сект». И потому, давайте обратимся к работам испанского мистика Хуана де ла Круса (он, понятное дело, сидел в тюрьме инквизиции).



«Нужно знать, что после того как душа решительно обращается ко служению Богу, обычно Бог воздвигает ее в духе, лаская – так любящая мать холит и лелеет дитя, согревая теплом своей груди и кормя сладким молоком (…) Но по мере того, как дитя растет, мать отлучает его от груди, скрывая свою нежную любовь и нанося горькую обиду его неокрепшему сердцу. Она опускает его с рук на землю, заставляя идти самостоятельно (…) и когда яснее всего им кажется, что для них сияет Солнце божественных милостей, Бог помрачает весь этот свет и закрывает дверь и источник сладостной духовной влаги, которую они вкушали в Боге каждый раз и в любое время, когда хотели – потому что, когда они были слабы и нежны, дверь не была закрыта для них».



Перевести эти фразы с «христианского» языка на язык магический очень просто. Да по сути, все понятно и без перевода. Человек «обращается к служению Богу» - мы все идем к Богу. К Богу в нас самих: Святой Ангел Хранитель, Пламя, горящее в сердце каждого человека.



И всегда начало этого пути – сказочно и торжественно. Мы обретаем новые знания и чувствуем в себе новые силы! Но вдруг…

«приходит уныние — Темная Ночь Души; человек испытывает бесконечную усталость и отвращение к работе» (Кроули)

«Они не только не находят сока и вкуса в духовных вещах и добрых делах, от коих привыкли получать свои радости и удовольствия, но вместо этого названные вещи вызывают в них обратное – отвращение и горечь» (Хуан де ла Крус).



Но как определить, что ты вступил в Темную Ночь Души, а не просто предаешься безделью и меланхолии? На какие стадии она делится? И самое главное – как одолеть ее?


Здесь я делаю небольшую паузу. Буду рад, если вы ответите или хотя бы подумаете над этими вопросами.

Мне кажется, что Темная Ночь Души – это не потеря интереса к работе, это не увлечение какими-то иными делами: вчера магией занимался, сегодня стал марки собирать.

Хуан де ла Крус замечает (и тут нет противоречия с Кроули), что в таком состоянии человек «не получает удовольствие и от тварных вещей». Признак Темной Ночи Души не в том, что человек, например, теряет интерес к магии, а в том, что в магии он не чувствует Бога. То есть – я добросовестно выполняю все магические ритуалы – и никакой отдачи! Я причащаюсь на Мессе – и ничего не чувствую! Я более не чувствую присутствие своего Святого Ангела Хранителя – и это самое страшное.

В Темную Ночь Души никогда не войдет человек, для которого магия – это просто способ заработать деньги или потешить тщеславие. Как он может потерять то, что у него никогда не было? Но главное – для чего это состояние возникает в нас, и зачем мы должны в нем пребывать?

В МТП Кроули пишет: «Это — период Апофиса. За ним следует воскресение — не Исиды, но Осириса. Первоначальное состояние не восстанавливается, однако возникает новое, более высокое, достичь которого возможно, лишь пройдя через смерть.

Той же истине учили алхимики. «Первоматерия», с которой начиналась Работа, была низменной и примитивной, хотя и «естественной». По прошествии различных стадий появлялся «Черный Дракон»; но затем из него возникало чистое и совершенное золото».


Итак, Темная Ночь Души – необходимая стадия магической работы, «нигредо», предвестие более чистого и совершенного состояния. За Арканом Луны восходит Аркан Солнца.

И снова повторю слова Книги Тота: «Какие бы ужасы ни сокрушали душу, какие бы мерзости ни пробуждали отвращение в сердце, какие бы кошмары ни терзали ум, на каждом шаге пути ответ неизменен: «Какое великолепное Приключение!»

Очень мудрые слова, но слишком краткие, а потому нуждаются в расшифровке. Основываясь на этих словах Кроули и не прибавляя ничего лишнего, попробуем ее предпринять.

Темная Ночь Души возникает, когда человеку кажется, что он утрачивает связь со своим Святым Ангелом Хранителем, искрой Бога в себе, тем, что прежде всегда его поддерживало. В формуле ИАО это суровый Апофис, который приходит на смену ласковой, материнской Исиде.

Думаю, любой, кто только становится на Путь Посвящения, очень скоро начинает замечать, что «ему помогают все силы Вселенной»: в нужный момент под рукой оказывается чрезвычайно полезная книга, он находит мудрых учителей, он начинает делать ритуалы и чувствует от них отдачу. (В формуле ИАО это состояние соответствует Исиде). Бесспорно, все эти знаки мы воспринимаем как подтверждение, что встали на правильный путь.

И вдруг в какой-то момент все прекращается. Нам по-прежнему интересна Магия, но, похоже, Магии мы более не интересны. И если не понять причин происходящего, вряд ли удастся искренне восклицать: «Какое великолепное Приключение!».

Темная Ночь Души – это выход на свет, Рождение. Мы лишаемся материнской защиты и поддержки. На смену Исиде приходит Апофис. Нам очень хочется вернуться назад, в утробу, но это невозможно. Нам обязательно надо снова почувствовать в себе Бога, но для этого наше сознание должно быть очищено. Поэтому для начала следует просто заставить свое сознание пребывать в мире и покое. Не отчаиваться! («кто печалится – тот не от нас»). Брат Vorago совершенно правильно написал: «Не пытаться заглушить экзистенциальное отчаяние наркотиками, алкоголем или развратом – все равно не поможет». Но и «штурмовать небо», придумывая все новые и новые ритуалы, пытаясь таким образом восстановить утраченную связь, также не стоит. Есть состояния, которые просто надо иметь силы пройти. Нельзя упрекать себя в том, что ты ничего не делаешь и теряешь время. Сохранять спокойствие и уверенность в своем пути в такой ситуации уже является Работой.

«Порою душу одолевают все более сильные сомнения: не теряет ли она время попусту и не следует ли заняться чем-то иным, поскольку на молитве она не способна ни делать что бы то ни было, ни думать о чем бы то ни было, но лишь терпит и пребывает в покое, ибо там не происходит ничего, кроме того, что душа испытывает удовольствие и ощущение духовного простора. Потому что, если она станет творить что-либо по своему желанию, используя свои внутренние способности, это будет лишь мешать и отнимать те блага, которые Бог посредством сего мира и праздности души укрепляет и запечатлевает в ней».

«Все эти потуги беспокоят и рассеивают душу, отнимая мирный покой и сладостное бездействие созерцания, которое даруется ей в этой ночи», - пишет де ла Крус.

«И лебедь летел, то камнем падая вниз, то взмывая; но двигались мы без цели.
Полоумный мальчишка, сидевший рядом со мною, спросил у лебедя:
«Кто ты, и почему ты паришь, и летишь, и падаешь вниз, и взмываешь ввысь в пустоте? Посмотри, сколько эонов минуло! откуда пришел ты? Куда ты идешь?»
Я, рассмеявшись, ответил ему с укором: «Ниоткуда! Никуда!», пишет Алистер Кроули в Книге Сердца обвитого змеем.

Ведь связь сохраняется, просто мы ее не чувствуем. Мы должны понять, что мы уже не младенцы в магической утробе вселенной. Мы взрослые и должны научиться вести себя как взрослые. Залог дальнейшего продвижения – возгорающая любовь к своему Возлюбленному – Святому Ангелу Хранителю.

И именно состояние спокойствия в Темной Ночи Души создает условие для трансмутации и воскрешения в Осирисе.


И еще немного о Темной ночи души. Благо, кажется, это интересно многим. Стоит уточнить, то, что я не сказал вначале – а почему когда человек пытается постичь свою Истинную Волю, он вступает в Темную ночь? И главное – что ему там делать? (На последний вопрос сразу отвечу: «ничего, только идти вперед», но об этом чуть позже).

Пытаясь постичь свою Истинную Волю, мы пытаемся открыть Бога в себе – разжечь пламя Хадит. Но Свет этого пламени ослепляет нас, и мы оказываемся во Тьме. Божественная Премудрость превышает способности души к пониманию и таким образом является для нее тьмой. Чем ярче свет, тем сильнее он ослепляет. В Книге 4 Алистер Кроули пишет: «Вселенское сияние – не что иное, как тьма; не просто свет, померкший на фоне другого света, гораздо более яркого, но именно сама тьма. Это не переход от малого к великому или даже от конечного к бесконечному. Это осознание того, что положительное является отрицательным».

Еще одна причина тьмы – это осознание нашего несовершенства, которое мы неизбежно осознаем в момент соединения с Божественным светом. Хуан де ла Крус очень хорошо описывает эмоциональное состояние человека, оказавшегося во Тьме (как же это все нам знакомо!). Он пишет, что разум человека «глубоко погружается в познание и ощущение собственных ничтожества и несчастий, ибо здесь все они предстают его глазам в этом дивном и темном свете, и, ясно видя их в себе, он не может чувствовать ничего другого». В силе этого угнетения и скорби душе «кажется (а так оно и есть), что то, в чем она обычно находило некую опору, ушло вместе со всем остальным, и нет никого, кто посочувствовал бы ей».

«Божественное так захватывает душу, чтобы выварить и обновить ее, чтобы сделать Божественной, обнажая от привычных пристрастий и свойств ветхого человека, с коим она крепко объединена, спаяна и согласована, так разрушая и ослабляя духовную субстанцию души и поглощая ее глубокою тьмой, что эта душа чувствует себя разрушающейся и уничтожающейся перед лицом и видом своих страданий в жестокой гибели духа; так проглоченный зверем чувствует себя перевариваемым в его темной утробе».

«Также душа чувствует, что ни одно из творений не может ей помочь, но все презирают ее – особенно друзья».

«И пока это длится, по причине одиночества и беззащитности, порожденных этой Темной ночью, душа не найдет ни утешения, ни опоры ни в каком учении или духовном учителе, потому что, хотя ей многими способами объясняют, что она может обрести утешения через блага, которые есть в этих скорбях, поверить этому она не может. Она так напоена и переполнена этим безмерным ощущением несчастий, в коем столь явственно видит свое ничтожество, что ей кажется, будто они говорят это, не понимая ее, так как не видят того, что видит и чувствует она (…) и вправду так и есть, ибо, прежде чем Господь закончит очищать душу тем способом, которым Он хочет, никакое средство или лекарство не принесет ей пользы и не поможет в ее страданиях (…) пока дух не смириться, не смягчится и не очистится, не станет столь проницательным простым и утонченным, что может сделаться единым с Духом Божиим, согласно степени единения любви».


Очень хорошее описание прохождения Темной ночи Души Алистер Кроули дает в «Сердце Мастера»:

«От таинственности и злой тьмы бессвязных этих криков я в ужасе стискиваю зубы. И все же, все же я не могу отринуть надежду, которой пронзил меня Голос. Но так сильна, так отчаянна, так смертельна боль моего духа, что глухая тьма объемлет меня и все кругом. (…)
Внутри видения есть сон — во сне я барахтаюсь в трясине крови и грязи. Раздаются рев и завывания, чудовищнее адских; корчась в смертных муках, я изблевываю зловонные, плотные, как гнилая плоть, массы; безумные картины: призраки преступлений,
хладные, как лед, фантомы убийств — кошмар кажется вечным — но нет, он истощается, увядает под гнетом собственной скверны и погружается в бесчувственный ступор.
(…)
И я устрашен не меньше. Ибо в текучих парах идут чудовищные и жуткие формы — ужасные фигуры, омерзительные движения. Все прежние верования, ужасные и отвратительные, наполняют мой смертный дух безумным страхом. При виде их раненые корчатся в смертной муке. Кто-то в безумии хватает пригоршнями грязь, в которой утонул до половины, и швыряет ее в привидения, но лишь затем, чтобы еще больше измазать себе лицо. И тут, словно повинуясь заклинанию великого святого, чары рушатся: я взмываю в свет здравости.
Я, должно быть, дурак! Как же я не понял, что эти брокенские призраки — всего лишь тени, отбрасываемые некой Звездой, Солнцем, на его же силой подъятые пары; что все эти разнообразные формы безумия суть лишь искажения единой формы, возвышающейся на вершине горы, единственной, одинокой тени — тени Человека!»

Но что такое это Тьма? Она вне «слишком человеческих» категорий добра и зла. Тьма - это один из основных атрибутов Сфиры Бины (Понимания), Великой Матери, которая символизирует Рождение. Понимая свою истинную Суть, открывая Бога в себе – мы духовно рождаемся. (Еще напомню о черной таттве – это Акаша таттва Духа, которая символически изображается в виде черного яйца. Тьма, в которой зачинается все сущее). Но Тьма это не только добрая Мать, числовой эквивалент еврейского слова «тьма» составляет 333, а это число Хоронзона, Рассеяния.

В своем высшем символическом смысле прохождение через Темную ночь Души («Ночи Пана») – это прохождение через Пропасть, победа над Хоронзоном и духовное возрождение в лоне Матери-Бины.

И единственная наша опора в этой Темной ночи – это Свет Бога, Свет Хадит!

«Ничего не бойтесь: ни людей, ни Судеб, ни богов, ни чего иного. (…) Ну – прибежище ваше, как Хадит – ваш свет; я же крепость, сила и мощь оружия вашего.» (III:17)

«Успех – доказательство ваше; отвага – ваши доспехи; ступайте вперед, вперед, в силе моей! и ничто не заставит вас повернуть обратно!» (III:46)

http://www.liveinternet.ru/users/684360/page100.shtml

Komentarų nėra:

Rašyti komentarą